Реклама − это неотъемлемая часть социальной, общественной и даже культурной жизни людей. Рекламный текст обладает не только неограниченным потенциалом воздействия на сознание потребителя, но и даже потенциалом формировать и управлять общественным мнением, создавать целые мифы о брендах и лейблах, фирмах и политиках. Однако сегодня реклама перестала уже быть просто двигателем торговли, средством создания положительных образов товаров и услуг в сознании потребителей. Неудивительно, что наравне с рекламой широкое распространение получило такое явление как антиреклама (особенно в сети Интернет). Существует множество определений антирекламы, вот некоторые из них:
1. Антиреклама – это информация, призванная не поднимать, а уменьшать интерес, либо дискредитировать компании, бренды или товарные знаки [www.adme.ru].
2. Антиреклама – это особый вид рекламного сообщения, направленный на привлечение внимания потребителя к некачественной продукции какого-либо предприятия [Ефремова, 2000].
3. Антиреклама – распространение сведений, компрометирующих кого-, что-либо; сами такие сведения [Кузнецов, 1998].
4. Антиреклама – процесс, привлечения внимания потребителя к продукции низкого качества (с целью побудить производителя к ее улучшению, усовершенствованию) [Епишкин, 2010].
В России антиреклама запрещена на основе федерального закона «О рекламе», где подобная реклама признается недобросовестной и недопустимой, т.к. содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, и порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента [www.consultant.ru]. Подобная ситуация наблюдается в Европе и США: антиреклама запрещена официально.
И, тем не менее, на данный момент уже существует и развивается множество видов антирекламы, которые все больше привлекают внимание исследователей, в том числе и лингвистов. Являясь по сути отрицательным явлением, она все же выполняет некоторые крайне важные функции:
1) оценочная функция тех или иных товаров, услуг и т.д.;
2) изменение ценностной картины мира потребителей, которая практически всегда строится на дуализме восприятия «хороший – плохой», «свой – чужой», «добрый – злой» и т.п.
Мы имеем своей целью в образовательном процессе делать ставку на вторую функцию антирекламы, пробуем повлиять на ценностную картину мира наших школьников, которые не считают за большой вред такие привычки, как курение, многократное употребление спиртных напитков, токсикоманию и употребление психоактивных веществ. Какие методы мы для этого используем? Творческое самовыражение обучающихся в ежегодном «Конкурсе плакатов антирекламы вредных привычек».
Негативное воздействие на зрителя и тактика дискредитации в данном случае строится на сочетании изобразительных образов, использовании символики здорового образа жизни и антисоциального существования, а также имиджевого слогана. Такое изображение в сочетании со специфическим слоганом сразу же наталкивает наших пытливых зрителей на мысль о последствиях употребления того или иного вещества. Ассоциативный ряд вызывает только пагубные проявления той или иной привычки.
Хочется надеяться, что не лекции и беседы, а зрительное восприятие подобного материала будет способствовать формированию у наших подрастающих личностей отвращение к подобному образу жизни.
В последнее десятилетие во всем мире появляется все больше антирекламных роликов против курения и употребления алкоголя. В Государственную Думу Российской Федерации недавно был предложен проект поправки закона «О рекламе». Совет Федерации внес предложение об обязательной антирекламе табачной и алкогольной продукции на радио и телевидении. Стоит отметить, что подобные социальные проекты уже не редкость в странах Европы и в Америке.
Вашему вниманию представляются творческие работы обучающихся 3-9 классов, выполненные в этом учебном году. У вас есть возможность оценить образы, которые создали наши ребята на тему «Моё будущее - без вредных привычек!».
Хочется в заключении добавить, что лучшие работы, по мнению жюри образовательной организации, были направлены на муниципальный конкурс антирекламы табака, алкоголя и наркотических средств. В настоящий момент находимся на стадии ожидания результатов. Надеемся на достойную оценку творчества наших ребят.