Высоким слогом русского романса
« НазадУчащиеся МБОУ «Центр образования села Канчалан», участники окружного конкурса «Стихи мои спокойно расскажите», чтецы незабываемых творений русского поэта – Анатолий Мелехов ( Я поэт), Николай Скрынников и Маша Куцюруба («Зеленая прическа, девическая грудь…») заняли первое и второе места соответственно. В номинации «Лейся, песня звонкая» наша ученица, Александра Каантакай, исполнившая под гитару романс на стихи С.Есенина «Спит ковыль», заняла призовое третье место.
Год литературы тесно связан с именами известных композиторов, взявших за основу своих произведений литературные шедевры великих писателей и поэтов. В этом смысле гениального композитора Петра Чайковского, чье имя вот уже более столетия не сходит с подмостков знаменитых театров мира, можно поставить в один ряд с такими выдающимися мастерами слова как Пушкин, Толстой, Фет, Тургенев и многих других литературных гениев.
«Об Отчизне я вспомнил, далекой…»- эти строки из романса Чайковского на стихи его современника Льва Мея, поэта и известного переводчика, озаглавили литературно- музыкальный вечер который прошел в Центре образования села Канчалан, посвященный творчеству Петра Ильича Чайковского в связи с 175- летием со дня рождения композитора.
Как заметили исследователи творчества Чайковского, интерес композитора к литературе проходит через всю его жизнь, и интерес этот был далеко не пассивным. Ведь Чайковский был не только вдумчивым читателем, но и сам не был лишен литературного таланта.
Еще с раннего детства он писал стихи и сочинения на различные темы. Воспитательница и первая учительница Чайковского, Фанни Дюрбах, бережно хранила его первые литературные впечатления. Позже она передала часть детских тетрадей Чайковского его брату, Модесту Ильичу, который приезжал к ней в Швейцарию, чтобы узнать о детстве своего великого брата.
Сегодня мы, к сожалению, в силу известных причин, главная из которых, пожалуй, скромность их автора, (по чьей вине его литературные опыты так и не вышли в свет), не знаем о них почти ничего. Известное нам стихотворение «Ландыш» было найдено при разборе личного архива композитора уже после его смерти и опубликовано в «Русском вестнике» в 1894 году.
Известно, Петр Ильич был поклонником красоты этого полевого цветка, ландыш для него был «царем цветов». Еще в детстве он с нетерпением ждал цветения ландышей, надеясь подкараулить гномов, которые зазвонят в маленькие белые колокольчики. А позже у себя в поместье, в Клину, старательно разводил их, находя в этом покой и умиротворение. Однажды он написал брату Модесту из Италии: «В первый раз в жизни мне удалось написать в самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувственные…я работал над ними с таким удовольствием, как над музыкой…». На предложение брата опубликовать эти стихи Чайковский отказался. Не потому ли этот цветок, неброский и скромный, был так любим композитором, что тот сам по природе своей отличался некоторой обособленностью и скромностью…
Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,-
Но прелести в них нет таинственной твоей…
Это стихотворение прозвучало в канве рассказа о великом русском композиторе. Творческая биография известного музыкального деятеля была предложена детям в форме киноальманаха «Музыка в жизни Петра Ильича Чайковского». Рассказ о «Детском альбоме» композитора был проиллюстрирован «Неаполитанской песенкой» Чайковского, который сыграли в дуэте учитель музыки и Светлана Гырголькау, ученица 11 класса.
Известный романс на стихи А.Толстого «Средь шумного бала» прекрасно исполнил Анатолий Мелехов, учащийся 8 класса.
Романс на стихи Льва Мея « Растворил я окно», поэтические строки из которого « Об Отчизне я вспомнил, далекой…» уже были упомянуты выше, исполнили в переложении для гитары Александра Каантакай, ученица 9 класса вместе с учителем музыки.
Литературно- музыкальный журнал содержал также фрагменты самых известных произведений Чайковского, в основе которых легли известные детям по школьной программе произведения А.С.Пушкина « Евгений Онегин», «Пиковая дама». И это вечно живое литературное слово в музыкальном обрамлении прозвучало для всех необычно, неожиданно смело, но по-прежнему прекрасно.
Лидия Болина, учитель музыки
МБОУ»Центр образования с. Канчалан»