• Центр поддержки семьи и развития детей
  • Варианты получения образования
  • Концепция интегрированного образования
  • Модель инклюзивного образования
Главная \ Образование детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ

 Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в образовательной организации

       Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

       В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ "Центр образования с. Канчалан" рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.

          В образовательной организации МБОУ "Центр образования с. Канчалан" созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

- школа реализует адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для детей с интеллектуальными нарушениями; для детей с задержкой психического развития (ЗПР));
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение;
- вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Обучение детей с ОВЗ

       1. К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

        2. Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Правила организации обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов в Центре образования

            Довольно непросто дается обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность, верно, построить процесс обучения и увидеть результат. В связи с этим в Центре образования было разработано Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в котором подробно описаны все механизмы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Первое, о чем должен помнить каждый — это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».

      В МБОУ "Центр образования с. Канчалан" разработано и утверждено Положение, которое и является основным ориентиром во взаимодействии с детьми указанной категории, а именно: "Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в МБОУ "Центр образования с. Канчалан", Анадырский район, ЧАО.

        Перед началом учебного года специалисты, администрация ещё раз знакомят весь коллектив с данным документом, проводят беседу с классным руководителем, учителями и учениками классов, в которых обучаются дети с ОВЗ. При обучении делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких учеников. Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь.

          Рядом с ребенком находится специалист-"куратор", который связывает его с окружающим миром, поясняет и объясняет, что хотят от него окружающие. Этот человек не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и находится в тесном контакте с родителями. Учителя учитывают особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным. Одноклассники находятся под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок с ОВЗ в Центре образования является объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала. В процесс социализации обязательно вовлекаются и другие дети, которые общаются с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием.

        Все учителя-предметники, учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, работающие в МБОУ "Центр образования с. Канчалан" знают, чтонеобходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать максимальный положительный результат. На уроках важно создавать «ситуация успеха» для детей, имеющих трудности в обучении, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с ОВЗ. Можно разделить класс на разноуровневость обучения.

     В течение года с таким ребенком занимаются дополнительно не только учителя, но и психолог, социальный педагог и другие специалисты. Организация учебного процесса максимально взаимодействующая как по общим выбранным правилам, так и по некоторым индивидуальным требованиям на разных предметах. Отмечаются достижения ребенка вместе с родителями.

     Педагоги Центра образования напрямую сотрудничают с родителями и родственниками детей, относящихся к категории детей с особыми образовательными потребностями. Все вместе мы стараемся выполнять "золотое правило" в общении с детьми данной категории: "Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек". Поэтому, определение планки развития выполняется не только специалистами, педагогами, но и родителями. Используется постоянный контакт родителей с учителями, особенно с «куратором» ребенка. Требования всех членов семьи к ребенку и педагогов Центра образования должны быть одинаковыми.

Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях, определение этих условий и их создание организуется следующим образом:

Выявление ребенка с ОВЗ в образовательной организации

стрелка

                              Консультирование родителей ребенка, получение согласия родителей/законных представителей ребенка на псхолого-педагогическое сопровождение

стрелка

Проведение диагностических мероприятий специалистами образовательной организации

стрелка

Коллегиальное заключение ПМПк образовательной организации. Консультирование родителей

стрелка

                         Подготовка пакета документов для прохождения окружного ПМПК. Прохождение процедуры обследования в ГУЗ ЧОБ г. Анадырь

стрелка

Анализ заключения окружного ПМПК образовательной организацией

стрелка

Анализ ресурсов ОО. Обеспечение специальных образовательных условий

Общими задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

 -помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;

- коррекция имеющихся недостатков в развитии.

 Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:

 - систематическое отслеживание статуса ребёнка и динамика его психического развития в процессе обучения;

- создание социально-педагогических условий для развития личности ребёнка и его успешного обучения;

- обучение педагогов (родителей) психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.

 Основные этапы системного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ "Центр образования с. Канчалан"

Диагностический этап. Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализовать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

Поисковый этап. Цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).

Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у ребенка, так и у педагога.

Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних специалистов — психологов, медицинских работников, юристов и т. д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения.

Рефлексивный этап — период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении.

Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.

Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам".

и другие  нормативные документы:

Нормативная база:

 Федеральный закон РФ  от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Приказ от 31 июля 2015г. № 528н "Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида"

Приказ от 15 октября 2015г. № 723н "Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида"

Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

Федеральный закон РФ от 28 ноября 2015 года № 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам"

Поставновление Правительства российской Федерации от 09 декабря 2015 года № 1343 "О внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов"

Приказ Минтруда России от 30.07.2015 N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи"

Федеральный закон РФ от 28 ноября 2015 года № 339-ФЗ "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Приказ от 15.06.2016 г. № 01-21/400 г. Анадырь "Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации в Чукотском автономном округе Межведомственного комплексного плана мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей- ОВЗ

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 г. 436н  "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому"

Приказ Департамента образования, культуры и спорта ЧАО от 21.06.16г. № 01-21/414 "О создании регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Чукотского автономного округа" и Положение о региональном учебно-методическом объединении в системе общего образования Чукотского автономного округа согласно приложению к настоящему приказу.

Постановление Правительства Чукотского автономного Округа от 05.05.2014 № 197 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации, находящейся на территории Чукотского автономного округа, с родителями (законными представителями) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях" (с изменениями на 7 августа 2017 года).

Приказ Департамента образования, культуры и спорта ЧАО от 12.12.2018г. №01-21/644 "Порядок организации дистанционного обучения детей, находящихся в отделении легочного туберкулеза Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чукотская окружная больница».

Методические рекомендации:

Письмо министерства образования и науки российской Федерации от 11 марта 2016 г. №ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"

Модели раннего выявления детей с ОВЗ

Эффективные Практики образование детей с ОВЗ

Ранняя помощь семьям детей с ОВЗ

Расчет нормативов на детей с ОВЗ

Реализация адаптированных образовательных программ

Реализация избирательных прав инвалидов

Реализация ФГОС с ОВЗ для слепых и слабовидящих

Специальное образования лиц с нарушением зрения

Письмо Минобрнауки от 18.04.2008 №АФ-150-06 "Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов"

Рекомендации Совета по делам инвалидов

Примерный уч.план ФГОС с умственной отсталостью

Рекомендации по разработке учебных планов

Методические рекомендации по проектированию АООП образовательной организации

Разработка специальной индивидуальной образовательной программы (СИОП)

Технологическая карта проектирования АООП НОО для обучающихся с ЗПР.ООП НОО - АООП НОО обучающихся с ЗПР: соответствие разделов образовательных

Письмо Минобразования РФ от 14 марта 2001 г. N 29 1448-6 "О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению"

Письмо Минобразования РФ от 27 марта 2000 г. N 27_901-6  "Об организации работы ПМПк в образовательном учреждении"

Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра

Инструктивно–методическое письмо № 01-07/3064  «Об организации работы муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) на территории Чукотского автономного округа»  

Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2014 г. N МОН-П-2653 "Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий"

Разъяснения по вопросам исполнения приказов МОИН РФ от 09.11.2015г. №1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий  для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им необходимой помощи"

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра

На пути к инклюзивной школе

Что такое инклюзивное образование?

Школа открытая для всех

Интеграция "особого" ребенка в России: законодательство, практика и перспективы

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях

Образование лиц с ЗПР и нарушением умственного развития

Специальное образование слабослышащих

Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности

Специальное образование лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата

Специальное образование детей со сложными нарушениями развития

Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико педагогического консилиума

Словарь терминов для учителей

Словарь терминов для родителей

 Инструктирование по доступности

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи ч.1

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи ч.2

 Паспортизация 

Акт обследования

Анкета

Перечень нормативных документов по  доступности  для  инвалидов  общественных  зданий  и  сооружений

Приказ 627 Минтруд РФ о паспортизации

Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 10 апреля 2013 г. N 132
"Об организации работы по проведению паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"

Мероприятия по формированию доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

Локальные акты образовательного учреждения:

Положение "Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в МБОУ "Центр образования с. Канчалан", Анадырский район, ЧАО.

Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБОУ "Центр образования с. Канчалан", Анадырского района, ЧАО

Договор ОУ  с родителями на обучение ребёнка с ОВЗ,  заявление-согласие родителей

Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану в МБОУ "Центр образования с. Канчалан", Анадырского района, ЧАО

Положение об индивидуальном обучении детей с ОВЗ на дому в МБОУ "Центр образования с. Канчалан", Анадырского района, ЧАО

Положение о классах специального (коррекционного) обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ "Центр образования с. Канчалан", Анадырского района, ЧАО

Положение о системе оценок формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ (ЗПР,ТНР) по итогам освоения АООП НОО (в соответствие со ФГОС НОО ОВЗ) в МБОУ "Центр образования с. КАнчалан", Анадырский район, ЧАО 

Положение о системе оценок при промежуточной аттестации, формах и порядке её проведения для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью в МБОУ "Центр образования с. Канчалан"

Положение о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития в освоении образовательных программ в ходе промежуточной аттестации в МБОУ "Центр образования с. Канчалан", Анадырский район, ЧАО

План  научно-методической работы МБОУ "Центр образования с. Канчалан" "Современные технологии обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов".

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) МБОУ "Центр образования с. Канчалан"

Приказ о создании медико-психолого-педагогического консилиума на 2018 - 2019 учебный год в МБОУ "Центр образования с. Канчалан"

Бланк заключения ПМПк

План работы педагога-психолога на 2018 - 2019 учебный год

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе в МБОУ "Центр образования с. Канчалан", Анадырского района, ЧАО на 2015-2019гг.

Программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью (УО) в МБОУ "Центр образования с. Канчалан" на 2016-2021гг.

Рабочая коррекционно-развивающая программа педагога- психолога для работы с детьми с ЗПР, обучающихся в ОУ в условиях ФГОС на 2015-2019 уч. годы

Положение о порядке разработки, утверждения и реализации адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ "Центр образования с. Канчалан"

Адаптированная основная общеобразовательная программа  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2016-2021 гг.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) МБОУ "Центр образования с. Канчалан" на 2016-2020гг.

Программа коррекционной работы в начальной школе МБОУ "Центр образования с. Канчалан" на 2016-2020 уч. годы

Коррекционная программа учителя "Развитие познавательной сферы учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) в МБОУ "Центр образования с. Канчалан"

Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и ребёнка с инвалидностью в учебном процессе в МБОУ "Центр образования с. Канчалан", Анадырского района, ЧАО

Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ "Центр образования с. Канчалан", Анадырский район, ЧАО

Положение об организации питания для обучающихся на дому в МБОУ "Центр образования с. Канчалан" АМР ЧАО

модель безбарьерной среды10